Многие относятся к книгам как к развлечению. А между тем Китай в 90-х годах запустил национальную программу поддержки фантастики. Зачем это нужно и как сделало Китай крупнейшим производителем электроники.
Сегодня Китай – это одна из мощнейших экономик мира, один из ведущих производителей электроники, автомобилей и электромобилей. Сегодня Китай – это инновации и качество. Но те, кто помнят 90-е и начало 2000-х знают, что тогда дело обстояло совсем иначе. В те годы Китай был символом дешевых низкокачественных товаров на уровне пластиковых игрушек, кроссовок и калькуляторов.
Конечно, про путь Китая от продажи дешевой рабочей силы и контрафактных изделий, до технологического гиганта и одного из главных игроков рынка электроники уже написана не одна книга. Там было много факторов, включая элемент удачи – в Китае находятся месторождения большинства компонентов для современной электроники. Некоторые из этих месторождений уникальны, и по факту Китай является монополистом по их поставке. Особенно если учесть необходимые рынку объемы.
Но есть одна важная страница в истории Китая, про которую говорят не очень часто, а между тем она имеет огромное значение. И это – инвестиции в фантастику.
До 90-х годов фантастика в Китае не одобрялась Партией. Запрета вроде как не было, но и никакой поддержки ей не оказывали, что в условиях этой страны низводило жанр до подпольного. По разным данным в период между 1997 и 1999 руководство Китая пришло к выводу, что фантастика им нужна, потому что именно массовое влияние фантастики может выдвинуть страну на новый уровень.
Ведь на тот момент в стране в основном занимались воспроизведением западных технологий. Но эта позиция очень неудобная и крайне зависимая, хотя и полезная с точки зрения освоения технологий и создания производственных мощностей.
Чтобы создавать что-то новое и полностью свое, нужно, чтобы у инженеров было не только отличное образование, но и развитое воображение. И так уж совпало, что бурное развитие технологий на Западе совпадало с развитием фантастики и эрой ее популярности. В Китае решили скопировать и это.
Как ни странно – это сработало!
С 2000 года в Китае начинается активная поддержка всего, что связано с фантастикой. Тиражи фантастических журналов взлетают. Книги получают гос. поддержку. На экранах все чаще появляются голливудские фантастические фильмы, где продюсерами выступают китайские компании. А к 2020 году китайские компании Huawei, Xiaomi, Meizu и BBK контролируют бОльшую часть рынка мобильных гаджетов, занимают лидерство по разработке оборудования сетей 5-го поколения (5G). А еще Китай сегодня обгоняет западный мир по количеству эксплуатируемых электромобилей.
И это не случайно. Философ и один из корифеев научной фантастики Л. Рон Хаббард писал на эту тему: «Творческие люди играют огромную роль в улучшении сегодняшней реальности и в создании завтрашней. Они идут в авангарде науки, отзываясь на нужды и потребности людей. Подъём культуры можно измерить непосредственно количеством людей, работающих в области эстетики»
Так было в 19-м веке, когда Жюль Верн и Герберт Уэллс мотивировали изобретателей подниматься в воздух и опускаться на дно океана. Так было в 40-е годы, когда Рей Бредбери, Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов направляли мечты миллионов к звездам и к Космосу. И, как мы видим на примере Китая, так продолжается до сих пор.
Возможно, и в России пора запустить свою программу развития фантастики. У нас есть к этому все предпосылки – и замечательная школа фантастики и такие мэтры жанра, как Василий Головачев и Юрий Никитин. А также есть большой интерес к жанру. Как заметил в недавнем интервью генеральный директор издательства ЭКСМО Евгений Капьев «Порядка 50% всех рукописей, приходящих в издательства, это фантастика и фэнтези». А значит и авторов в нашей стране много.
Возможно качественная фантастика – это именно то, что нужно вашей компании и «креативному» отделу, руководителям организаций, которые не знают, куда двигаться дальше, да и нашей стране в целом.
Общественная редакция в Рязани
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.