Что вы любите больше, тихие домашние посиделки или шашлыки на природе? После боя новогодних курантов каникулы только начинаются. Рязанское отделение Банка России, используя данные Росстата о потребительских ценах в ноябре текущего и прошлого года, посчитало «Индекс каникул» для двоих человек.
Когда на улице мороз, хочется уютно посидеть со своей «половинкой» за столом, а затем почитать книгу или посмотреть любимый фильм. Слагаемые такого вечера - какао (каждому в новой чайной паре), полукилограммовый торт, две книги (приключения или детектив), внесенная абонентская плата за ТВ-антенну и новые тапочки в двух экземплярах. Такой комплект в ноябре 2020 года обошелся в 2208,5 рубля, на 1,3% дороже, чем годом ранее.
Существеннее всего подорожали чашка и блюдце, на 19,4%. Повлияла, в частности, эпидемическая ситуация: люди стали работать и учиться из дома, реже посещать кафе и рестораны, чаще готовить самостоятельно. Возросший спрос на посуду привел к росту цен. Какао увеличилось в цене на 6,5%. Дело в том, что основные страны-производители собрали весьма скромный урожай в текущем году, в итоге спрос превысил предложение. Аналогичная ситуация с тортом: аграрии сократили посевы под сахарную свеклу, а погодные условия не позволили получить высокий урожай. Предложение на рынке сократилось, годовой темп прироста цен на сахар увеличился. А вот интерес к бумажным книгам снижается, издательства сокращают тиражи при сохранении затрат - и это приводит к удорожанию отдельного экземпляра. Удовольствие пошелестеть страницами в двух новых томиках обойдется на 7% больше, чем годом ранее. Несколько дороже стало и подключение телевизионной антенны (на 1,4%) - из-за корректировки тарифов операторами связи. Зато домашний комплект обуви сейчас покупать на 8,5% дешевле, чем годом ранее: вероятно, снизился спрос.
Любители природы традиционно отправляются на шашлыки. Крем для лица позволит сохранить кожу в порядке, трикотажные шапочки (мужская и женская) добавят тепла, а разыгравшийся на улице аппетит усмирят свинина, зажаренная на мангале и черный чай из термоса. На такую прогулку с угощением придется потратить на двоих 2230,3 рубля - на 2,9% больше, чем прошлой зимой.
За минувший год практически не подорожала свинина: килограмм в цене вырос всего на 1,1%. Хотя спрос растет, растет и местное производство. Чуть дороже, чем год назад, обойдутся крем для лица и вязаные шапочки, поскольку при производстве этих товаров много импортных составляющих. Существеннее всего - на 14,9% за год - подорожал чай. Одна из причин – пандемия, из-за которой, например, в Индии производство сократилось более чем вдвое. А на цене всех товаров, которые доставляют из-за рубежа, сказывается также ослабление рубля.
Экономисты пытаются объяснить сложные понятия через простые вещи. Расчет «Индекса каникул», например, наглядно демонстрирует, как может отличаться личная инфляция в зависимости от привычек и предпочтений, от того, какие товары и услуги человек приобретает. Так, домашний вечер подорожал за год на 1,3%, а поездка на природу может обойтись дороже на 2,9%. Но для подсчетов выбран неширокий набор товаров и услуг. А ведь для определения инфляции в целом Росстат оценивает изменение цен на более чем 500 видов товаров и услуг.
В ноябре 2020 года годовая инфляция в Рязанской области составила 5,2%, в целом динамика изменения цен в регионе соответствует общероссийской. Больше всего влияют повышение стоимости отдельных продовольственных товаров и ослабление рубля, которое произошло в предыдущие месяцы. Это временные факторы, но они могут отражаться на уровне инфляции достаточно продолжительный период. Например, если люди начнут закупать какой-то товар впрок, это приведет к росту цен. По прогнозу Банка России, к декабрю 2021 года инфляция в России замедлится до 3,5–4%.
Подробнее о тенденциях и общей инфляционной картине в регионе можно узнать на региональной странице территориального подразделения на сайте Банка России. Там аналитические материалы публикуются ежемесячно.
Компании2 в новости
Общественная редакция в Рязани
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.